MusicBrushMachine
/Проект Цвет музыки/

http://avs.chat.ru/musicbrushmachine.htm

А.Панов ЦВЕТ МУЗЫКИ
(Мультимедийный проект)

Представлена общедоступная технология, которая может использоваться в системе общего среднего образования.

Концепция визуализации звука заключается в преобразовании ритмической основы музыкального ряда в визуальный образ. Преобразование выполняется посредством математической обработки амплитудно-частотных составляющих аудиопотока.

Машина для рисования музыки (MusicBrushMachine) является мультимедийным комплексом, включающим ряд компьютеров для создания визуального ряда, и видео проекторов для вывода изображения на экран или на периметр сцены. Также, для работы комплекса, необходимы микшерские пульты на звук и свет, звуковой усилитель и акустические колонки. Дополнительно используются устройства оформления сценического пространства типа люминесцентных ламп, контровых прожекторов, стробоскопа и дым-машины.

Историческое обоснование

Первые практические попытки светового оформления сцены были предприняты с появлением стиля “диско”, начиная, приблизительно, с 70-х годов, и назывались “светомузыкой”. Такого рода освещение использовалось, главным образом, на дискотеках, но также имело широкое распространение и на телевидении. Всё оформление ограничивалось хаотическим миганием разноцветных лампочек, подобно ёлочной гирлянде, и никакой художественной ценности не представляло.

Принципиально этот подход не изменился и до настоящего времени. Эстрадные исполнители активно используют “цветомузыку”, имея при этом уже значительно более мощные компьютеры и крупногабаритные телевизионные панели, но, сохраняя при этом принцип “хаотического мерцания”, который так и остался прежним: “Посветить”, чтобы было “красиво” и “богато”, не обременяя себя какими-либо замыслами.

Сегодня технические возможности кардинально отличаются от тех, что были доступны всего столетие тому назад, но основные попытки разработать концепцию именно художественного оформления сцены, были предприняты именно в те исторические времена. В работах разных исследователей рассматривались проблемы “светописи” и были эти работы, безусловно, преимущественно теоретическими.

Первые же постулаты были предложены ещё Ньютоном. Он уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, и попытался вывести математический закон, какого “цвета” та или иная нота-звук. Звук “До” у него был красным, а “Ре” фиолетовым. Такой подход можно считать достаточно прямолинейным, но нужно заметить, что последователи таких представлений есть и сейчас.

Далее был Скрябин, который отчетливо видел, что тональность “фа мажор” несёт тёмно-красный цвет, а “фа диез мажор” - торжественный синий. Причём, он утверждал, что как раз между тональностями, а не отдельными нотами, и цветовыми ощущениями есть органическая связь. Скрябин впервые непосредственно соединил тональности с цветом в симфонической поэме “Прометей”, и ввёл в музыкальную партитуру партию “светового клавира”.

Из наших современников можно отметить французского медиа-художника Жан-Мишель Жарра (Jean-Michel Jarre), который попытался реализовать принципы “светописи” на практике. И хотя его светопреставления имели всё же характер светомузыкальных шоу, не заключая в себе никакой драматургии, ему удалось достигнуть в своей работе значительных успехов, и заслужить этим восторженную реакцию публики.

Психоаналитическое обоснование

Переход от “декоративного” подсвечивания к световой партитуре является качественно важным этапом, связанным с двумя принципиально различными подходами к роли визуального ряда. “Хаотическое мерцание”, не имеющее никакого самостоятельного замысла может быть без особых усилий использовано в практически любом произведении, но при этом оно никогда не станет неповторимо узнаваемым. Так же, как и мелодия, не имеющая своей “индивидуальности”, не остаётся в сознании у слушателя.

Содержание проблемы может быть выведено из медицинского феномена синестезии. Синестезия (synaisthesis - соощущение), в общем случае, является заболеванием, из серии “цветного слуха”, чему, в частности, был подвержен Моцарт. Однако, при отсутствии клинических осложнений, синестезия является не патологией, а естественным механизмом эстетического восприятия.

Так представления “морского прибоя” и “горящего костра” включают в себя не только узнаваемые зрительные и слуховые образы, но и неповторимые обонятельные и тактильные реакции. Различные органы чувств, различные ощущениям, но только один объект восприятия, как во внешнем мире, так и в сознании. Человеческое восприятие всегда синестетично, поскольку физиологически так устроен мозг человека. Соощущения не должно как будто происходить при восприятии абстрактных объектов, но изменить природу восприятия нельзя.

Из комплекса восприятия можно удалить любой из синестетических компонентов, и при этом информационный поток может быть по-прежнему содержательным, но полнота восприятия при этом существенно пострадает. Из состава симфонического оркестра можно изъять отдельные инструменты, и даже группы, - музыка всё ещё будет звучать, но исполняемое произведение уже будет сильно отличаться от задуманного автором.

Нельзя сказать, что визуализация музыки, в общем и целом, является исключительно достаточным дополнением, но совершенно точно можно утверждать, что оно является необходимым для полноценного восприятия художественного произведения. Неповторимой музыке необходимо неповторимое визуальное сопровождение, будь-то некоторые определённые цветовые формы или исполняемый танец.

Безусловно, соотношение цвета и эмоционального настроя не всегда очевидно. Однако, необходимо заметить, что оно неочевидно в той же мере, на сколько неочевидно различие мажора и минора в музыке. При этом, всем хорошо известна существующая градация цвета-настроения от “синего-чёрного”, как холодного и печального, до “красного-жёлтого”, как чего-то тёплого и жизнерадостного.

Художественное обоснование

Общая тенденция направлена на переход от создания симфонии к созданию и исполнению синестетических полифоний. Композитор не только записывает в нотах, как будет его произведение звучать, но и то, как оно должно “выглядеть”. Дальнейшим развитием процесса может стать запись движения и танцевальной хореографии, для чего уже сегодня создана лицензированная система символьной записи движения под названием Sutton Dance Writing®.

Цель - создание целостного художественного оркестрового произведения, где музыка, танец и свет будут органично соединены в решении художественной единой сверхзадачи. Создание оркестра пластического движения связано с необходимостью выделить некоторую особую форму такого сценического танца. И здесь прослеживается представление о теле, как некотором оркестровом инструменте, стремление к синтезу зрительного и звукового выражения, желание найти новую эстетическую форму на уровне подсознательного восприятия.

Пришло время от метафизики Канта и психоанализа Фрейда, хореографии Дункан и опытов Скрябина, представлений о хроматике и “Хорошо темперированный клавира” Баха, спектрального состава радуги и загадки “золотого сечения”, перейти непосредственно к сценическому действию, которое сможет провести зрителя по пути материализации и дематериализации идей, и перенести его в мир идей авторского замысла.

Здесь же, на стыке “алгебры и гармонии”, возникают ещё два полемических вопроса, - это математичность процесса и визуализации, и приоритетная “бит-чувствительность” (ритмичность) визуального ряда.

При разговоре о математике, и её возможностях в реализации художественного замысла, необходимо учитывать, что базовые элементы нотного стана, так называемые хроматические ряды, также абсолютно математичны, имеют “искусственное” происхождение, и не имеют никаких природных аналогов. Тем не менее, всего 7 нот или 12 тонов, равномерно распределённых по частоте, позволяют создавать музыкальные шедевры во всём их бесконечном многообразии.

Соответственно ритмическая обусловленность визуализации соотносится с ритмической основой ряда музыкального. Базовый ритмический рисунок может быть преобразован через математические алгоритмы в неограниченно сложные эстетические образы. Тригонометрия не примитивизирует конечный продукт, но открывает новые просторы для художественного творчества. Кроме того, правила синкопирования и додекафонии здесь также могут вполне успешно работать.

Свет, как полноценная составляющая эстетического продукта, не доминирующая в действии, но не отделимая от происходящего. Так же, как танец не может быть “сопровождением” музыки, а музыка не должна быть аккомпаниментом для танца. Свет не для того, чтобы как-нибудь там “посветить”, и не как отдельное самостоятельное действо, а как часть одного целого, называемого художественный продукт.

Причём, в полифонии, подходы, традиционно используемые в классической опере и балете, вообще не приемлемы. Ситуации, когда оркестр аккомпанирует балету, вплоть до замедления темпа и ритма, или когда дирижёр, подобно тапёру, создаёт фон для демонстрации вокальных возможностей оперного певца, здесь совершенно не допустимы.

Техническое обоснование

Сегодня на выбор медиа-художников представляется достаточно большое количество дорогостоящего профессионального оборудования и платного программного обеспечения. Но, как и мобильная связь произвела революцию в области коммуникации, только став общедоступной, так и в сфере мультимедиа революция происходит сейчас, потому что мощностей обычных бытовых компьютеров и возможностей свободно распространяемого программного обеспечения теперь достаточно для решения подобного рода задач.

Можно взять оснащённый ТВ-выходом компьютер, уровня Р2, отнюдь и далеко не самый быстродействующий, свободный некоммерческий проигрыватель типа WinAMP, и сразу приступить к самостоятельному творчеству. Алгоритмы, встроенной в проигрыватель студии визуализации AVS (Advanced Visualisation Studio), предельно просты и очевидны в своих базовых принципах, и дают возможность пользователю начать работу непосредственно с момента первого знакомства.

Главное отличие студии AVS от существующих аналогов заключается в открытости программного кода. Пользователь может не только воспользоваться доступными пресетами AVS в архивах интернета, которых только на сайте WinAMP размещено несколько десятков тысяч, но и без ограничений изменить любой из них, внести коррективы на свой вкус, после чего выставить обратно свой вариант для общего обсуждения и оценки. Сообщество AVS является открытым, а AVS-художников можно встретить практически в любой стране мира.

Программное обеспечение предоставляет большой набор дополнительных сервисных функций. В качестве входящего аудио-потока можно использовать не только предварительно записанный музыкальный трек, но и “живой звук” с микрофонов, добиваясь тем самым полного согласования изображения с происходящим в данный момент на сцене. Дальнейшим же развитием этой технологии может стать микропроцессорная система “аудиобалерина”, когда датчики, зафиксированные на танцовщице, будут передавать в компьютер не только звуки, но и характеристики движения. Далее, всё это может быть преобразовано в цвет и форму визуального образа.

Возможности интерактивного управления визуализацией имеют при всём этом принципиально значение. Световую партитуру можно редактировать как во время репетиций, так и даже откорректировать в процессе представления. Оператор AVS не является статистом, выводящим на экран заранее подготовленное видео, а участвует непосредственно в происходящем на сцене. Компьютер может работать буквально в режиме визуального фортепиано (visual piano), когда определённые нажатия на клавиатуре будут включать заданные хроматические изображения.

Дидактическое обоснование

Студия визуализации может служить наглядным примером того, как математика превращается в искусство. Начать можно с обычной точки, которая перемещается по экрану в такт музыке, затем изменить характер её движения, задать цвет и форму, после перейти к линиям и фигурам, найти новые комбинации форм и траекторий. В готовом объекте никакой схематичности уже может не быть вовсе. Здесь заключены основные философские и дидактические принципы: переход количества в качество и переход от простого к сложному.

Занимаясь визуальным творчеством можно не только освоить азы математики, но и понять базовые принципы программирования. Можно наглядно увидеть, как математическая формула превращается в зрительный образ, увидеть возникновение математических фигур по точкам, линиям и поверхностям, причём как в статике, так и по динамике возникновения формы предмета. Стать медиа-художником оказывается совсем не сложно, а результат может принести не мало удовлетворения.

Очень важно наличие возможности вовлечения обучающихся, в той же студии танца, непосредственно в процесс творчества, и выработка у них креативности мышления. Танцоры получают возможность не только создать свой индивидуальный рисунок движения, но и самостоятельно “раскрасить” его собственным неповторимым образом. В профессиональном театре специальности хореографа и художника-оформителя обычно не совмещаются, но в процессе обучения “совмещение специальностей” является вполне оправданным.

Концепция “Волшебный рисунок”

Более того, на самом начальном этапе, нет необходимости в каком-либо специальном техническом оборудовании. Чтобы приступить к процессу творчества, достаточно иметь лишь акварельные краски и лист бумаги. Ученик выбирает музыку, простраивает свой танец, а затем рисует кистью свой визуальный образ сценического представления, - рисует себя в танце и сценическое обрамление танцевального номера, используя при этом нужные ему краски по своему выбору. Уже после, найденная цветовая палитра, может быть реализована доступными вычислительными средствами.

Уникальность методики заключается в том, что она пригодна не только для детей, занимающихся изобразительным творчеством или танцевальным искусством. “Волшебный рисунок” могут создать учащиеся музыкальных, театральных, фото-видео и компьютерных студий. После чего обмен опытом и обсуждение самых удачных находок, без сомнения, будет крайне полезен, и позволит каждому увидеть совершенно новые варианты реализации индивидуального замысла.

В результате появляется форма творческого самовыражения, доступная абсолютно всем и каждому, вне зависимости от студийной специализации и навыков в рисовании. Танцоры рисуют свой костюм и цвет номера. Художники рисуют движение и форму. Музыканты рисуют звук. Каждый может сделать рисунок в своём оригинальном стиле, но все они будут объединены одной концепцией, и значит, могут быть выставлены в единой экспозиции для общего обозрения.

PS

Уже созданы сценические телевизионные панели и есть залы, оснащённые осветительным оборудованием по последнему слову техники; уже существуют сверхмощные компьютеры и уникальное программное обеспечение, - всё это уже существует, но стоимость всего этого запредельна, и обычному рядовому художнику не доступно сегодня, и не будет доступно даже и в ближайшем обозримом будущем. Если бы кисти и краски имели только избранные, а музыкальные инструменты существовали только в единичных экземплярах, то ни изобразительное, ни музыкальное искусство не развивалось бы вообще. Мультимедийный аппаратный и программный инструментарий должен быть открыт, достаточно прост в своём базовом составе, и легко доступен любому желающему. Только тогда количество продуктивных попыток может привести к появлению реально качественного результата.


А.Панов МАШИHА ДЛЯ РИСОВАHИЯ МУЗЫКИ
(MusicBrushMachine) /Мультимедийный проект/

Машина для рисования музыки входит в комплект технического оснащения оркестра пластического движения и является аппаратным комплексом, предназначенным для облегчения, ускорения и автоматизации творческого процесса визуализации музыкального ряда, а также и для автоматизации процесса сценического оформления.

В состав машины входит персональный компьютер, оборудованный устройством для оцифровки звукового сигнала, также имеющий специализированную программную оболочку и оснащенный соответствующим электронным приспособлением для управления сценическим и световым оборудованием; акустическая стереосистема с цифровым аудио-входом; полный набор светового и проекционного оборудования с электронным управлением; набор сценических объемных датчиков, способных регистрировать и сообщать компьютеру обо всех перемещениях на сцене.

Устройство для оцифровки осуществляет обработку звукового сигнала со всех типов аналоговых носителей, преобразование сигнала в цифровую форму, запись сигнала в память компьютера, на лазерный диск или на другой тип цифрового носителя.

Программная оболочка по типу MusicBrush позволяет создавать общее цветовое заполнение рабочего экрана компьютера, имитировать на картинке лучи прожекторов и любого другого осветительного оборудования, накладывать дополнительно движущиеся геометрические формы и фигуры. Рисование возможно как предварительно по амплитудно-частотному графику и по заранее заданным алгоритмам, так и в реальном масштабе времени, путем внесения редакторской правки во время отсмотра полученного аудио-визуального ряда. В случае наличия нескольких сценариев световой и цветовой партитуры, программа позволяет оптимизировать поиск и формирование наилучшего варианта.

Полученный промежуточный или окончательный вариант непосредственно направляется для управления внешним сценическим оборудованием. Акустическая система и световое оборудование подключаются непосредственно к компьютеру. Датчики перемещения позволяют дополнять полученную заранее визуальную партитуру, но также могут быть средством для импровизационного создания светового и цветового заполнения, в строгом соответствии с динамикой движения актера по сцене, по любому возможному заранее или интерактивно задаваемому алгоритму обработки сигнала.


http://www.webrarian.co.uk/music/music_and_colour.html
http://home.vicnet.net.au/~colourmusic/maistre1.htm
http://www.musicandcolour.net
http://www.paradise2012.com/visualMusic/musima/
http://www.paulfriedlander.com/text/visualmusic.html
http://acg.media.mit.edu/people/golan/aves/
http://www.strandarchive.co.uk/history/colourmusic1.htm

http://avs.chat.ru/avs.htm
avspresets ` forums
http://avsmmp.deviantart.com
http://avsmmp.ru.tf
http://avs.ru.tf
http://avs.chat.ru

 
avs
MusicBrushMachine
Машина для рисования музыки
AVS & APE
Руководство MilkDrop
Новости
avs.chat.ru
Гостевая
Контактная информация
 Copyright © avsduncancenter@sipnet.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3